Главная
Нингма
Учителя
Библиотека
Ссылки
Поиск
Карта сайта
Из книги Шабкара Ринпоче «Пища бодхисаттв» (готовится к русскому изданию).
Author : Шабкар Ринпоче / Date : 03-01-2006 11:52
View or add comments : ()
Average members rating : 0

Хинаяна и принцип тройственной чистоты


Буддисты разных традиций могут придерживаться разных мнений об употреблении мяса, но все они сходятся в одном: отнять жизнь у существа – это злодейство. Обет не убивать – первое предписание на буддийском пути, и сам факт вхождения в число буддистов, благодаря принятию Прибежища в Трех драгоценностях, автоматически налагает обязательство не причинять вреда ни одному существу. Более того, все буддисты соглашаются с тем, что в обычных обстоятельствах лишение жизни засевает семена будущих страданий в поток ума убийцы. Очевидно, что наличие мяса подразумевает смерть животного; и если животное было убито, а не умерло естественной смертью, то возникает вопрос: переходят, хотя бы частично, кармические последствия убийства на того, кто ест мясо? Вероятно, размышления на эту тему – одна из причин, по которым Будда провозгласил принцип тройственной чистоты. В соответствии с данным наставлением, можно есть мясо, не перенимая на себя вину убившего, если тот, кто ест, не видел, не слышал и не подозревает, что данное животное было убито целенаправленно для его пропитания. И наоборот, тот, кто ест мясо, зная, что данное животное было убито, чтобы его накормить, становится соучастником убийства. Так создается негативная карма, соразмерная карме убийства. Принцип тройственной чистоты, как и многие наставления Будды, касающиеся дисциплины, был продиктован обстоятельствами - в данном случае, он предназначался для странствующих монахов, питающихся подаянием . Этой практики и поныне придерживаются монахи Тхеравады в Таиланде и других странах. Простой и красивый ритуал обычно в полном молчании. Монахи покидают лесные вихары (храм или монастырское общежитие, - прим. пер), когда становится достаточно светло, чтобы разглядеть дорогу, и отправляются ко входу в деревню. Там преданные миряне кладут в их чаши для подаяния самую разную пищу, которую сами потом будут есть. Не произносится ни слова. Монахи выражают благодарность поклонами и уходят. Нет мирской веселости, не обсуждается, откуда взялась эта пища. Предполагается, что монахи осознанно будут есть содержимое своих чаш, будь оно плохое оно или хорошее, вкусное или отвратительное, принимая все, что к ним приходит, в духе беспристрастности.

Помимо того, что убийство или подстрекательство к убийству само по себе есть зло, для членов сангхи это - коренное нарушение, разрушающее монашеские обеты. Поэтому для монахов и монахинь достаточно важно, становятся ли они соучастниками убийцы, принимая мясо в качестве подаяния. Таким образом, принцип тройственной чистоты предназначался для определения тех случаев, когда монахи могли есть мясо - появись оно в их чашах для подаяния - и не нарушать при этом обеты. Другими словами, предусмотрительность имеет первостепенное значение для сохранения чистого поведения и предотвращения возможного накопления негативной кармы. В данном случае главными действующими лицами являются сами монахи, которые в контексте Хинаяны и Пратимокши в основном озабочены собственным освобождением, и, как способом для его достижения, – соблюдением чистоты обетов.

Понятно, что в условиях других культур практически невозможно найти мясо, отвечающее требованиям тройственной чистоты. Вполне вероятно, что лесные монахи пребывают в полном неведении относительно происхождения их пищи, или же они могут предполагать, что еда в их чашах – это то, чем каждый день питаются деревенские жители, и поданное им мясо люди покупали (или убивали этих животных) для себя. Вне этой специфической среды условия и их моральная подоплека совсем другие. Организация религиозной жизни в Тибете и лесные отшельничества в Индии и Южной Азии – явления несопоставимые. Тибетские монастыри часто были огромными и располагались в отдаленных, редконаселенных районах. Провизии требовалось много, ее надо было закупать и доставлять. Как замечает Шабкар, это подразумевало вовлечение коммерции, рыночных взаимоотношений поставок и спроса. А наличие рыночных взаимоотношений – будь то базар в Гималаях или супермаркет в Европе и Америке – исключает возможность соблюдения принципа тройственной чистоты. Рассматривая этот принцип, Шабкар хотел определить верный для него контекст, и показать, что он не может служить оправданием для тибетских монахов, питающихся мясом. Предназначение данного принципа – выделить единственный вид мяса, которое можно есть, не нарушая тем самым обеты Пратимокши. С другой стороны, большие систематические поставки «чистого» мяса невозможны по определению. Каким бы неизбежным не было мясоедство в Тибете, защищать и оправдывать его с помощью данного принципа не логично.

Если человек мог и хотел отказаться от мяса в суровых климатических условиях Тибета, для него это означало жить практически на грани голода. Понятно, что такая жизнь была не для большинства. Хотя Шабкар – не единственное исключение. В ранний период существования буддизма в Тибете воздержание от мяса, должно быть, являлось нормой монастырской жизни, - такой вывод можно сделать на основании законодательства царя Трисонг Дэцена (этот факт Шабкар упоминает в другой своей работе ). Можно предположить, что монастырей тогда было не так много, и они были не такими большими. Они пользовались покровительством царя и хорошо снабжались. Но в любом случае во все времена в Тибете были выдающиеся учителя и, несомненно, часть их учеников, которые отказывались от мяса. Так поступали многие последователи Кадампы, начиная с самого Атиши, а вслед за ними – учителя и практикующие всех школ – Миларепа, Дрикунг Кьобпа (Drikung Kjobpa), Таклунг Тангпа (Taklung Thangpa), Пагмо Друпа (Phagmo Drupa), Тогме Зангпо (Thogme Zangpo), Другпа Кунлег (Drukpa Kunleg) и другие, вплоть до учителей более позднего времени, таких как Джигме Лингпа, Ньякла Пэма Дудул (Nyakla Pema Dudul) и Патрул Ринпоче. Что качается Патрула Ринпоче, знаменитого автора «Слов моего всеблагого учителя», хорошо известно, что благодаря беспрестанным разъяснениям «Бодхичарьяаватары» и многократному повторению учений о беспомощности наших братьев меньших, он добился упразднения практики убийства животных для подношения мяса приезжающим в гости ламам во многих областях Восточного Тибета.
Онлайн: 0 пользователей, 3 гостей :