Главная
Нингма
Учителя
Библиотека
Ссылки
Поиск
Карта сайта

Author : / Date : 10-01-2006 22:38
View or add comments : ()
Average members rating : 0

Заключение


Для многих из нас, даже для буддистов со стажем, слова Шабкара покажутся тяжелым учением. С детства мы привыкли есть мясо и пользоваться самыми разными продуктами животного происхождения. В нашем обществе употребление мяса поощряется и считается нормальным. Наконец, все мы любим вкусно поесть, и, в силу наших кулинарных традиций, обладаем не меньшим пристрастием к мясу, чем тибетцы. У нас оно, по сути, даже сильнее, в силу разнообразия и соблазнительности мясных продуктов, доступных в наших благополучных странах. Далее, мы можем искренне считать, что без мяса и рыбы нам очень и очень тяжело физически; а если учесть общественное окружение – семью и работу – то о радикальной смене диеты фактически не может быть и речи. В то же время мы видим, что многие аргументы и практики, обычно используемые для оправдания употребления мяса и уменьшения чувства вины, к которым мы, вероятно, прибегали, чтобы утихомирить совесть, разбиты Шабкаром; он показал, что они несостоятельны или просто глупы. Итак, учитывая искренность и истинность учений Шабкара, как нам применять их к себе и к своей жизни, в соответствии с нашими возможностями и обстоятельствами?

Главное – помнить, что, являясь буддийским учителем, Шабкар, как и сам Будда, стремился только к тому, чтобы вести существ по пути и помогать им развиваться в направлении свободы и просветления. Здесь уместно именно слово развиваться. Хотя буддийские учения не колеблясь указывают на кармические последствия поступков и дают соответствующие предостережения, не в духе буддизма навязывать застывшую мораль, которую надо пассивно принять, отвергая и подавляя старые привычки и нужды, - да и в любом случае это дело бесперспективное. Напротив, буддийские учения часто сравниваются с лекарством или терапией, с помощью которой и дурные привычки, и осознанные нужды исследуются и трансформируются изнутри. Техники трансформации применяются в соответствии со способностями и ситуацией ученика, да еще и постепенно, так что учения видятся не сводом обременительных наказов, а ступенями к достижению внутренней свободы. Здесь нет задачи титаническим усилием воли подавить желание есть мясо или прекратить употреблять животные продукты. Вместо этого, наша задача – развить сердечное сострадание и истинную чувствительность к страданиям животных, так что желание использовать их для своих нужд и питаться ими рассеется само по себе. Главная забота Шабкара – не привить нам чувство вины или неполноценности, а направить умы к более высоким и благородным целям.

Прямо сейчас, вероятно, сложно отказаться от мяса и удобств (кожи, моющих средств, косметики), производство которых требует мучения животных. Но даже если нет возможности воздерживаться от них, все же многое можно сделать, чтобы улучшить кармическую ситуацию и так настроить ум, что, когда возможность наконец представится, измениться будет не только возможно, но и даже легко.

Первая и, наверное, самая главная задача - сделать усилие всегда помнить, что подразумевает под собой употребление мяса. Это означает готовность увидеть то, что стоит за сложившимся образом пищевой индустрии, старающейся всеми возможными методами скрыть за фасадом эстетичной или сентиментальной рекламы (пушистые овечки и мультяшные курицы) ужасающую действительность животноводческих комплексов и скотобоен. А существует все это лишь по одной причине: чтобы всегда снабжать нас разнообразным и недорогим мясом. Многие едят мясо, но не у многих есть желание посетить места, где готовится наша еда – и увидеть не только ужас и агонию животных, которых перевозят, отбирают, и убивают тысячами каждый день, но и грубость и бессердечность мясников, которые, работая на нас, действуют от нашего лица.

Увы, нужда и желание делают нас легкими жертвами обмана и притворства. И именно здесь, на уровне повседневного питания, мы легко предаем принципы тренировки ума и пренебрегаем ими. Забывать, откуда взялась наша пища, как она была произведена, какой ценой, есть неосознанно, машинально пережевывать мясо, ни на минуту не задумываясь о причиненных из-за него страданиях, - значит отворачиваться от существ. Это значит покидать их в огромном и безликом океане страдания. Как же можно совместить это с учением Будды?

Конечно, нам может быть сложно избегать употребления мяса и использования животных продуктов, но в таком случае даже сожаление и желание изменить ситуацию сами по себе замечательны и необычайно ценны. Это шаг в верном направлении. Требуется мужество, чтобы осознавать принцип, идеал, когда не можешь жить в соответствии с ним, и, тем не менее, само это осознание открывает дверь к изменению и прогрессу. Остальное приходит постепенно, в соответствии с возможностями. Человек может по какой-либо причине – состояния здоровья, положения в обществе, силы собственной привязанности – не иметь сил отказаться от мяса, но, вероятно, он может сократить объем его употребления, или выбирать такие виды мяса, получение которых подразумевают наименьшее количество смертей. Этот же принцип могут использовать те, кто обходится без мяса, но на данный момент не в силах отказаться от мехов, кожаной обуви, особых видов мыла и т.д. Моральный прогресс возможен главным образом благодаря развитию чуткой совести, а не ее притуплению с помощью пространных рассуждений. В конечном итоге мы можем придти к тому, что наш образ жизни и нужды нашего тела прекратят быть источником ужаса и боли для других существ.

Убеждения и чувства Шабкара заставляли его увещевать других и вдохновлять их на настоящую практику сострадания ко всем существам, как к людям, так и к животным. Он реалистично воспринимал тот факт, что, по крайней мере в Тибете, он обращался к меньшинству. «Вполне возможно, - писал он, - что никто не сможет и не будет ко мне прислушиваться. С другой стороны, могут найтись один-два умных и сострадательных человека. Для их пользы я должен изложить это учение, прилагая все свои силы и способности» .

В конце жизни Шабкара Патрул Ринпоче, тронутый многочисленными рассказами, отправился в долгий путь из Кхама в Амдо, чтобы повстречаться с этим известным ламой. Пройдя уже полпути, Патрул Ринпоче получил известие о смерти Шабкара. Он сделал сотню простираний в направлении Амдо и спел молитву о скорейшем перерождении Шабкара. «Сострадание и любовь, - воскликнул он, - это корни Дхармы. Я думаю, что в целом мире нет никого более сострадательного, чем лама Шабкар. У меня не было к нему особых вопросов, я не собирался ни испрашивать, ни предлагать учений. Я лишь хотел накопить заслугу, увидев его лицо» .


Хотя Шабкар рассматривает вопрос употребления мяса в нескольких произведениях , два текста, здесь переведенных, представляют особый интерес. Первый - это отрывок из «Чудесно излучившегося свитка» (Wondrous Emanated Scripture) , посвященного недостаткам употребления мяса, и состоит по большей части из цитат, порой весьма обширных, из Махаянских текстов и из наставлений учителей всех школ тибетского буддизма. Помимо того, что цитаты сами по себе вдохновляющие, они представляют особый интерес, так как показывают, что, вопреки общепринятому мнению, осуждение употребления мяса характерно не только для Сутры. Его можно обнаружить и в Тантре, вплоть до высших тантр уровня ануттарайоги. Второй текст, «Нектар бессмертия» , является самостоятельной глубочайшей разработкой вопроса. Это самое сильное произведение Шабкара на данную тему, и необходимо признать его одним из наиболее пылких обвинений употреблению мяса в тибетской литературе. Этот текст недавно был заново открыт Меттью Рикардом во время его поездки в Амдо в 2001 году. Он был обнаружен в монастыре в долине Шобхон, недалеко от Реконга, где до сих пор живут многие йогины и практикующие линии Шабкара. Текст для был предоставлен для копирования Юндрунгом Гьялом, племянником знаменитого ученого Гендуна Чопела. Мы глубоко благодарим и Юндрунга Гьяла, и Меттью Рикарда за то, что они прислали текст нам.

Тексты были переведены на английский Хеленой Бланкендер и Вульстаном Флетчером из переводческой группы «Падмакара». Мы хотим выразить глубокую благодарность Алаку Зенкару Ринпоче, Пэма Вангьялу Ринпоче, Джигме Кьенце Ринпоче и Джецуну Йангчену Чёдзому за воодушевление и помощь в работе с текстами. Мы также очень благодарны Дженни Кейн, Памеле Ло, Ингрид и Долме Гюнтер за их идеи и поддержку.


Заключение предисловия из книги Шабкара Ринпоче «Пища бодхисаттв»
Онлайн: 0 пользователей, 3 гостей :