Главная
Нингма
Учителя
Библиотека
Ссылки
Поиск
Карта сайта

Author : / Date : 27-02-2007 18:58
View or add comments : ()
Average members rating : 0
Из интервью с Чатралом Ринпоче:

Вопрос: Почему Вы решили прекратить есть мясо? Сколько Вам было лет, когда Вы приняли это решение?

Ответ: Во многих текстах Хинаяны и Махаяны написано, что не следует есть мяса. Также есть текст Ваджраяны, в котором говорится, что не следует наслаждаться мясом и алкоголем. Поэтому я следую наставлениям Будды Шакьямуни. Будучи религиозным человеком, я не употребляю ни мяса, ни алкоголя, и в то же время пытаюсь донести до других людей, что не надо их употреблять. Вот почему я это делаю - я просто пытаюсь побудить к этому других. Мне было 47, когда я отправился в Бодхгаю и дал обет всем буддам и бодхисаттвам отказаться от мяса и алкоголя.

Вопрос: Почему Вы считаете, что вегетарианство - важный аспект практики Дхармы?

Ответ: Если вы едите мясо, то нарушаете обет, который приняли, ища Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе. Потому что если вы едите мясо, вам приходится отнимать жизни у существ. Так что я от него отказался.

Вопрос: Некоторые заявляют, что можно помочь животным, которых ешь, молясь за них, и, таким образом, есть мясо - это сострадательно. Если речь не идет о йогинах и ламах, достигших высочайших свершений, как Вы понимаете подобные заявления?

Ответ: Правда, что есть реализованные существа, обладающие сверхъестественными силами, достигнутыми через определенные практики медитации, - они могут оживлять мертвых животных и помогать им обрести более высокое рождение или просветление, съедая небольшое количество их плоти. Но это делается не для еды, а только лишь с целью помочь этому животному. Лично у меня нет таких способностей, и поэтому я никогда не ем мяса. Питаться мясом - совсем другое дело, чем есть его для освобождения существ через свои сверхъестественные способности. Я просто обычный практикующий, у которого нет таких качеств. Так что, если бы я ел мясо, это было бы то же самое, как если бы его ели вы или любой другой мирянин. Я бы совершал неблагое действие и накапливал бы негативную карму. Я не притворяюсь, что у меня есть особые способности и я могу есть мясо - я просто-напросто избегаю и того, и другого!

Вопрос: Знаете и Вы других лам-вегетарианцев?

Ответ: Я знаю многих в Тибете. Там есть вегетарианцы из Нингма, Сакья, Гелугпа. Однако, по сравнению с ламами, употребляющими мясо, лам-вегетарианцев очень мало. Мне 88 лет, и за свою жизнь я встречал многих лам в Кхаме, Амдо - во всех частях Тибета - которые не едят мяса. Есть такие, кто ест, и такие, кто не ест. В моем монастыре в Тибете также есть ламы, которые употребляют мясо, и такие, кто от него отказался.

Вопрос: Многие практикующие в США едят мясо, потому что их ламы-тибетцы его едят. Как Вы это понимаете?

Ответ: Многие великие сиддхи в Индии пили огромное количество алкоголя и развивали волшебные силы. Один из этих махасиддх (Вирупа) пил весь день, он остановил солнце в небе и не давал ему сесть. Наропа, Тилопа - это были великие мастера. Если вы обрели сверхъестественные способности, то вам не нужно следовать общепринятым стандартам, и вы можете пить алкоголь и есть мясо. Тот, у кого есть сверхъестественные силы, могут, тем не менее, давать великие учения и приносить пользу всем существам. (Следующую фразу Ринпоче произнес с сарказмом) Если учителя в Америке находятся на таком уровне, то просите всех своих друзей распивать и есть мясо вместе с ними. Все ведь зависит от уровня реализации, которого вы достигли. Лама, наслаждающийся мясом и алкоголем, вполне может вести людей по верному пути, если он развил сверхъестественные способности.

Вопрос: Видите ли Вы, что тибетцы в изгнании делают искренние попытки уменьшить употребление мяса и стать вегетарианцами, или мясоедение - укоренившийся аспект тибетской культуры?

Ответ: В Тибете есть только мясо и цампа - вот и все основные продукты питания. Тибет находится на большой высоте, и климат там, как в тундре. Там немного фруктов и овощей. После переселения в Южную Азию нет нужды следовать тибетской традиции мяса и цампы. Здесь много фруктов и овощей, питательных добавок - всевозможной хорошей еды. Все доступно. Так что не надо говорить о тибетских традициях как оправдании для употребления мяса. Мой опыт говорит, что в отказе от мяса есть много пользы. Мне 88 лет, и с тех пор, как я перестал есть мясо, у меня не было ни одной серьезной болезни. Когда я сплю, то сплю хорошо. Когда я просыпаюсь, то могу сразу встать и пойти. Когда я читаю религиозные тексты, то хорошо вижу. У меня хороший слух и я могу внимательно слушать. Вот какие я сделал за собой наблюдения с тех пор, как перестал есть мясо. Я не заболел и не умер, когда перестал есть мясо; никаких плохих последствий не было. Я могу путешествовать на машине, самолете или поезде без тошноты и головокружений, и у меня никогда не болит голова. Я человек из плоти и крови, как и все остальные, и являюсь доказательством того, что, отказавшись от мяса, не заболеваешь, как, кажется, считают многие тибетцы. Я делюсь с вами собственным опытом; со мной из-за отказа от мяса происходило только хорошее.

Вопрос: Многие тибетцы цитируют отрывок из сутры, в котором говорится, что если ты не слышал, не видел и не подозреваешь, что мясо заготовили специально для тебя, то его можно есть. Что Вы ответите на это?

Ответ: Если мы не видели, как убили животное, то это что-то вроде того, как украсть, но не быть пойманным. Ведь это тоже можно считать приемлемым, если использовать такое обоснование. Можно еще сказать что-нибудь грязное, когда никто не слышит - как будто для того, чтобы определить, благое действие или неблагое, нужны свидетели! То, что они говорят - неправильно. Убийство, воровство и другие негативные действия никогда не сходят нам с рук. Даже если другие люди не видят вас, божества, будды и бодхисаттвы видят, как вы это делаете. Есть тибетская поговорка, что даже если вас не поймали за руку при совершении неблаговидного поступка, божества ловят вас каждый раз. Невозможно сделать что-либо, не будучи замеченным - за вами всегда наблюдают божества. Они видят и понимают, что вы сделали - они знают, что вы помогли убить животное тем, что купили мясо. Таков мой ответ.

Вопрос: Некоторые монахи говорили мне, что, так как насекомые погибают при выращивании риса и других овощей, то нет большой разницы между этими продуктами и мясом. Что Вы об этом думаете?

Ответ: Это означало бы, что не надо вообще есть, надо умереть с голоду. Если вы скажете, что собираетесь прожить месяц, не убивая насекомых посредством пищи, которую употребляете, то вы умрете. Если вы умрете, то потеряете эту драгоценную человеческую жизнь. Так что если вы позволите уничтожить свое тело, это значит, вы отнимаете у себя жизнь, что само по себе является убийством. Вы всегда можете вынуть насекомое из риса, если его заметили, и выпустить на волю. Вам не обязательно убивать существ, чтобы есть. Хотя, когда мы ходим, то давим множество насекомых. Мы можем их не видеть, не замечать, но все же мы, должно быть, их убиваем. Не осознавать - не значит не совершать неблагих действий, потому что, в конце концов, причина и следствие всегда присутствуют.


Чатрал Ринпоче о курении:

Главный недостаток курения - в том, что оно закрывает врата Брахмы на макушке. Поэтому в момент смерти курильщику будет чрезвычайно трудно практиковать Пову, попробовать выпустить сознание через это отверстие, а также трудно будет освободиться от циклического существования или отправиться в три высших мира. Всем практикующим Дхарму очень рекомендуется - для своего блага и блага других - не курить вовсе!

Перевод с английского: Ксения Петрова
Онлайн: 0 пользователей, 4 гостей :