Главная
Нингма
Учителя
Библиотека
Ссылки
Поиск
Карта сайта

Author : / Date : 22-03-2007 22:05
View or add comments : ()
Average members rating : 0

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К КНИГЕ «Сострадательные деяния» (Compassionate Action)


Составление и комментарий: Zach Larson

Кьябдже Чатрал Сангье Дордже Ринпоче – на сегодняшний день один из самых выдающихся йогинов тибетского буддизма, достигший высочайших свершений. В 1947 г. он получил высокий статус главного духовного наставника регента Ретинга, политического лидера Тибета, но всегда предпочитал жить, как скромный йогин, в простом жилище, без отвлечений на славу и богатство. Он бескомпромиссно практикует то, чему учит, и за это пользуется любовью людей разных вер со всего Гималайского региона.
Ринпоче родился в июне 1913 г. в долине Ньяк Адзи в Кхаме, в Тибете, в семье преданных практикующих . Отца звали Пэма Дондруб, а мать Сонам Цон, они принадлежали к роду Абсе. В день рождения Ринпоче местный лама по имени Асей Биго Тулку Нима Гьялцен пришел в дом Пэмы и Сонам рассказать о чистом видении, связанном с приходом Ринпоче, которое было у него накануне. В нем белый ослик, груженый буддийскими священными книгами, пришел в дом к Пэме и Сонам и доставил им тексты. В соответствии с этим видением, он даровал Ринпоче имя Трогьял Дордже, что значит «Несокрушимый Гневный Победитель».
Семья Ринпоче перебралась в Амдо вместе со своей племенной группой, когда Ринпоче был совсем маленьким. В возрасте 15 лет Ринпоче решил покинуть семью, чтобы изучать и практиковать буддизм у проживавших в этой местности наставников. Этот акт отречения послужил началом пути длинною в жизнь, пути беззаботного йогина, стремящегося к просветлению любой ценой, дабы эффективно помогать другим существам своим состраданием. С этих пор Ринпоче стал очень принципиален: путешествовал исключительно пешком и отказывался от лошадей, если их ему предлагали. Он жил только в хижинах отшельников, пещерах или в своей маленькой палатке, чтобы избежать вовлечения в мирские взаимоотношения с домовладельцами.
Чатрал Ринпоче получил передачи цикла учений терма тертона Дуджома Лингпы (1835 – 1903 гг.) от сына тертона Дордже Драдула (1891 – 1959 гг.). Позже Ринпоче стал ваджрным регентом, или главным держателем линии этого цикла учений, известного как Дуджом терсар. Еще одним важным учителем в ранние годы Ринпоче была Кандро Дэвай Дордже (1899 – 1952 гг.), невестка тертона Дуджома Лингпы. Она передала Ринпоче цикл учений Сера кандро, и он также стал главным держателем этой линии.
В это время Ринпоче встретил своего коренного учителя, кенпо Нгаванг Палзанга (1879 – 1941 гг.) из монастыря Каток . Великий кенпо был главным учеником Лунгток Тенпэй Нима (1829 – 1901 гг.), который, в свою очередь, являлся главным учеником Патрула Ринпоче, и считался манифестацией Вималамитры, мастера Дзогчена IX в. Кенпо Нгакчунг даровал Чатралу Ринпоче множество учений и передач – в особенности традиции Лонгчен нингтик , и в последующие шесть лет Ринопче учился под его руководством, завершал нендро , практиковал трекчо и тогал, которые являются самыми продвинутыми практиками Дзогчена. В монастыре Каток Ринпоче учился вместе с другими мастерами, а также с великим Кьенце Чоки Лодро (1893 – 1959 гг.) из монастыря Дзонгсар, который, как и Каток, находится в области Дерге региона Кхам.
Кенпо Нгаванг Палзанг знал, что Ринпоче был особенным, и признавал его своим самым близким учеником, объясняя, что «его ум и мой ум не различны». Он даровал Ринпоче имя Чатрал Сангье Дордже, что означает «нерушимый Будда, оставивший все мирские дела».
В первый раз величие Ринпоче открылось всем на большом собрании в монастыре Каток, где присутствовали несколько высоких лам, которые восседали на больших тронах. Ринпоче сидел в задних рядах, на простой подушке для медитации, с сотнями других монахов. Кенпо Нгаванг Палзанг в ходе собрания сказал:

«Среди всех собравшихся здесь сегодня менее чем у десяти людей есть одна десятая моей реализации. Менее чем у пяти из вас есть одна пятая моей реализации. И, наконец, есть только один человек, чья реализация не отличается от моей, и это Чатрал Сангье Дордже. Отныне он может вместо меня передавать учения, и его заслуги равны моим».

Это заявление произвело переполох в зале, и в конце люди стали подходить и поздравлять Ринпоче. Начались приготовления к пышной церемонии в честь нового статуса Ринпоче. Однако Ринпоче был не из тех, кому понравилось бы все это внимание и почести, так что среди ночи он ускользнул из монастыря с палаткой, чтобы продолжить практику в одиночестве в пустынных местах. Когда наутро все пришли воздать ему почести, комната была пуста, и никаких следов беглеца не осталось. И снова он поступил в соответствии с именем Чатрал, которое можно перевести как «отшельник».
В 1947 г. регент-правитель Тибета Ретинг, который был политическим лидером страны, пока Далай-лама не достиг совершеннолетия, испросил учений у кенпо Нгаванга Палзанга. Кенпо Нгакчунг ответил ему: «Я уже слишком стар, чтобы давать вам учения. У меня есть ученик, ум и реализация которого не отличны от моих, его имя Чатрал Сангье Дордже. Можете отправиться к нему и попросить учений».
Регент Ретинг всюду искал Ринпоче и нашел его медитирующим в уединенной пещере. Услышав его просьбу, Ринпоче ответил: «Прошу прощения, но во мне нет ничего особенного, и мне нечему вас учить. Пожалуйста, поищите учений где-нибудь в другом месте!» Тогда регент, чтобы подкрепить свою просьбу, предъявил письмо кенпо Нгакчуга, и Ринпоче неохотно согласился отправиться в Лхасу и наставлять регента Ретинга.
В Лхасу отовсюду хлынули люди, желающие увидеть Ринпоче и получить от него учения и благословения. Среди них были и высокочтимые ламы, и политические деятели, и простые миряне, которые делали Ринпоче множество подношений. Естественно, это внимание к своей персоне он рассматривал как отвлечение от духовного развития. Он попросил отсрочку, чтобы помедитировать вдалеке от Лхасы. Регент согласился и снарядил огромную свиту слуг и охраны сопроводить Ринпоче до места. По прибытии Ринпоче попросил всех вернуться в Лхасу, чтобы он смог медитировать в уединении. Регенту не понравилось, что его учитель остался один, и он отправил нескольких телохранителей обратно, чтобы они нашли Ринпоче. По дороге они встретили нищего, одетого в королевские парчовые одежды. Чатрал Ринпоче, как истинный йогин, поменял этот вычурный наряд на лохмотья нищего!
Еще один великий духовный учитель в жизни Чатрала Ринпоче – Кьябдже Дуджом Ринпоче, Джигдрал Еше Дордже, который являлся воплощением тертона Дуджома Лингпы . Дуджом Ринпоче передал Чатралу Ринпоче весь цикл учений Дуджом терсар и назвал его ваджрным регентом традиции.
«Всем, кто наделен сознанием – существам большим и маленьким – кто живет и вращается в мирах существования; теперь держатель знания Трогьял Дордже (Чатрал Ринпоче) получил от меня устные наставления линии глубочайших учений – сердечную кровь дакини . Я вверил ему линию смысла, уполномочил его быть моим регентом и направлять существ, вдохновил его беспристрастно вести корабль учеников к свободе. Поэтому все боги, демоны и люди, кто помогает Трогьялу Дордже подобающим образом, естественно, получат пользу и счастье в этой и в будущих жизнях. Однако если возникнут даже малейшие мысли или действия, исполненные вреда и враждебности по отношению к нему, армии могущественных охранителей учения – наделенных гневными силами и очами мудрости – придут к нему на помощь. Они, несомненно, отсекут жизненную силу существ, наделенных формой или заблокируют сознание существ без формы и развеют имена, от них оставшиеся. Если есть возможность такой пользы или потери – будьте чрезвычайно осторожны!»
Чатрал Ринпоче стал сердечным учеником Дуджома Ринпоче, хотя тоже даровал ему учения. Чатрал Ринпоче также давал редкие учения Кьенце Чоки Лодро и другим значительным наставникам Тибета.
Чатрал Ринпоче провел много времени, практикуя в пещерах, благословленных Гуру Падмасамбхавой - основоположником тибетского буддизма и автором учений терма, которые составляют основу многих линий передачи школы Нингма . Чатрал Ринпоче считается проявлением ума Гуру Падмасамбхавы, что соответствует предсказаниям о рождении Ринпоче и его несомненной мудрости . Именно связь с Гуру Падмасамбхавой позже стала причиной того, что Ринпоче основал один из своих главных медитационных центров в Янглешо, в Непале (это место известно как Парпинг, находится на юге долины Катманду) – важном месте, где практиковал сам Гуру Падмасамбхава .
Чатрал Ринпоче как-то сказал: «Мы нигде не пребываем, мы ничем не владеем» . В абсолютном смысле, это глубочайшее высказывание о непостоянстве жизни и пустоты всех вещей. В обычном смысле эта фраза описывает то, как йогины, подобные Чатралу Ринпоче, жили в Тибете. Не имея хозяйства и собственности, отягощающих ум, человек абсолютно свободен, чтобы практиковать Дхарму. Что касается кажущихся трудностей – физического дискомфорта и нерегулярного питания – Дуджом Ринпоче объяснял: «Когда реализация становится обширной, как пространство, все трудности проявляются как друзья».
В 1958 г. Чатрал Ринпоче переехал в Бутан. Он не был принужден к этому событиями 10 марта 1959 г., как многие тибетцы, но отправился туда по доброй воле. Этот поступок может быть указанием на то, что он является воплощением ума Гуру Падмасамбхавы, поскольку Гуру Падмасамбхава предсказывал, что при наступлении современной эпохи тибетский народ будет вытеснен с родины, а Чатрал Ринпоче, кажется, знал, что настало время ему переместиться в другую область Гималаев . Когда его спросили, каким было это путешествие, он улыбнулся и ответил: «Совершенно свободным, легким и счастливым».
Он прибыл в соседний гималайский регион Дарджилинг, где восстановил простой храм и превратил его в центр для трехлетних затворничеств по практикам Лонгчен нингтик. Это был первый в своем роде центр, построенный тибетцем за пределами Тибета. Далее Ринпоче отправился по главным местам паломничества Индии. Посещая в 1960 г. место просветления Будды, он дал твердое обещание, которое стало его знаменитой "визитной карточкой". Он сказал: «Я пришел а Бодхгаю и дал обет всем Буддам и Бодхисаттвам прекратить есть мясо и пить алкоголь». Ринпоче является редким примером чрезвычайно дисциплинированной позиции в этом вопросе, и это одна из причин, по которой его так уважают те, кто его знает.
Несколько лет спустя он повстречал Кушо Камалу, дочь тертона Тулжока Лингпы, которая стала его санг-юм . У них две дочери, Сарасвати и Тара Дэви. Сарасвати бегло говорит по-английски и выступает как главная помощница отца. Ее считают эманацией дакини Сера Кандро.
Чатрал Ринопче учился и практиковал с неослабевающим усердием. В Индии он получил учения от Калу Ринпоче, который стал его близким другом, и от XVI Кармапы Ранчжунга Ригпе Дордже. В общей сложности он получил учения более чем у сотни мастеров из многих традиций тибетского буддизма. О широте его образованности свидетельствуют его произведения, в которых он цитирует тексты из мириада различных традиций, чтобы поддержать высказываемые мысли.
Чатрал Ринпоче основал или восстановил медитационные ретритные центры в Бутане, Индии и Непале, а также руководил постройкой нескольких ступ . Дуджом Ринпоче освятил центр Чатрала Ринпоче в Дарджилинге в 1962 г. и около десяти лет спустя помог открыть центр в Янглешо, в Непале; он считал, что это место будет очень благоприятным, так как Гуру Падмасамбхава делал там важные практики. Этот монастырь, лежащий на внешней окружности долины Катманду и известный как Ригдзин Друбпе Гацал , служил одной из главных резиденций Ринпоче на протяжении многих лет. По сравнению с шикарным и просторным жильем многих лам, эта резиденция Ринпоче чрезвычайно скромна и уютна.
Многие тысячи людей в Гималаях считают Ринпоче своим коренным учителем, потому что сострадательные действия и глубочайшая мудрость делают его совершенным воплощением учений Будды. Однако, сам он очень избирателен, когда дело доходит до дарования учений. Он хорошо понимает, что большинство людей, просящих учения, не имеют и толики того серьезного отношения к практике, которым обладает Ринпоче, поэтому он не спешит тратить драгоценный нектар учений на неподходящие сосуды. Ринпоче объясняет: "Есть три вида практикующих Дхарму: во-первых, есть такие, кто внешне выглядит как практикующий, но внутри не является настоящим практиком; во-вторых, есть такие, кто говорит на высочайшие темы, но совершенно не имеют постижения; в-третьих, есть такие, кто внешне не выглядит, как практикующий, но на деле внутри является истинным практиком". Поэтому Ринпоче не передает учения высокого уровня тем, кто проучился у него менее шести лет - это достаточное время, чтобы доказать истинность своей практики.
С особым подозрением Ринпоче относится к иностранцам. Слишком многие приезжают, желая получить высшие учения Дзогчен, будучи нисколько не готовыми получить или понять их. Рассказывают историю про богатого американца, который приехал к Ринпоче и водрузил перед ним огромные стопки долларов, говоря, что, если Ринпоче даст ему учение Дзогчен, то получит все деньги. Ринпоче тут же сказал ему убрать деньги и отказался давать учение, так как почувствовал, что этот человек находится не на том уровне, чтобы понять Дзогчен. Священные учения, конечно, невозможно получить с помощью подкупа; право получить их надо заработать .
В традиции Лонгчен нингтик учения высокого уровня обычно передаются одному-двум наиболее преданным и одаренным ученикам мастера. Коренной гуру кенпо Нгаванга Палзанга, Ньошул Лунгток, передал некоторые учения и посвящения Лонгчен нингтик только лишь великому кенпо. Такого рода учения считаются тайными и сохраняются с помощью прямой передачи от реализованного учителя к полностью квалифицированному ученику.
Человеком, готовым получить глубочайшие учения Чатрала Ринпоче, была выдающаяся практикующая, известная как Юм Кушо-ла, супруга Тулку Ургьена Ринпоче. Вот рассказ о передаче учений, которая произошла в последние дни ее жизни, написанный ее сыном, Чоки Нима Ринпоче :
"Чатрал Ринпоче…пришел повидаться с ней. Она была ему очень предана. Она попросила у него ванг Ваджрасаттвы и учение "Четыре без трех" . Это высшее воззрение трекчо. Он давал учение долго. К сожалению, мы не записали учение, но он, наверное, все равно не захотел бы, чтобы оно было записано. Тем не менее, учение было очень долгим и ясным. Наконец, Чатрал Ринпоче сказал: "Хорошо, а теперь смешаем наши умы. Отдыхайте в равенстве". Мы все знали - особенно доктора - что моя мать была очень слаба, но тогда она произнесла "А" очень громко. Ее глаза были широко раскрыты. Не было намека на малейшую боль; вместо этого она казалась очень расслабленной. Я посмотрел на часы. Она оставалась в этом состоянии целых пять минут. Вдруг я заволновался, что она умирает. Я подумал: "В чем дело?". Я посмотрел на Чатрала Ринпоче, а он просто сидел и медитировал. Это меня успокоило, и я понял, что всем нам нужно просто пребывать в ригпа .
Пять минут спустя она "вернулась". Она пребывала в воззрении "четырех без трех", ничего не говоря. Какое-то время спустя она снова заговорила и поблагодарила Чатрала Ринпоче. Он сказал: "Я очень рад, что ты поняла эти учения. Я знал, что ты хорошая практикующая, но я не понимал, что у тебя столь высокий уровень осознавания. Сегодня я увидел это и я тебя уважаю, и я горд тем, что знаю тебя. Ты - хороший пример для всех".
Позже Чатрал Ринпоче обедал с моим отцом и со мной в другой комнате. Более часа мы ели и разговаривали. Отец не задавал много вопросов, а я спросил Ринпоче: "Что произошло? Какие переживания были у моей мамы?" Он посмотрел на меня очень серьезно и сказал: "Ну что ж, произошло нечто замечательное. Она смешала осознавание с пространством. Это могут сделать только самые выдающиеся практикующие, особенно перед лицом такой сильной боли и суровой болезни. Только сегодня я понял, что Юм Кушо-ла - такая продвинутая практикующая. Она - хороший пример для всех нас. Теперь будьте внимательны. Будут и другие удивительные знаки. Было бы хорошо, если бы все, у кого есть связь с Юм Кушо-ла, пришли к ней, поднесли белый шарф, сделали простирания и попросили смешать ее ум со своими умами" .

Так как количество людей, готовых получать подобные учения, очень невелико, Чатрал Ринпоче не тратит много времени на их передачу. Вместо этого он неустанно ведет добродетельную активность, кульминацией которой является его знаменитая ежегодная поездка в Индию, в Калькутту, где он освобождает семьдесят грузовиков живой рыбы, выпуская ее в ту часть Индийского океана, где запрещена рыбная ловля, и молится за каждую рыбку. Он получает пожертвования со всего мира на это великое сострадательное деяние (которому посвящена глава в книге Compassionate Action). Кроме того, он оказывает большую поддержку серьезным практикующим, и путешествует по своим ретритным центрам так часто, как только может, чтобы наблюдать за их продвижением.
Ринпоче также проявляется во снах и видениях, чтобы поддерживать учеников. В 1997 г. лама Тарчин Ринпоче в начале ретрита выходного дня в Сан-Франциско сказал ученикам, что Чатрал Ринпоче явился ему во сне попросил ламу Тарчина и его учеников начитать сто миллионов Семистрочной молитвы, чтобы удалить препятствия для доброго здоровья ламы Тарчина, принеси пользу всем существам и помочь установлению мира в мире в этот период упадка .
В 2000 г., после тибетского Нового года сотни преданных буддистов собрались в центре Ринпоче в Янглешо, они приехали из разных частей Гималайского региона и просили благословений Ринпоче на наступающее тысячелетие - миллениум. Они разбили палаточный лагерь перед монастырем и терпеливо ждали несколько дней. В самое благоприятное время Ринпоче дал всем посвящение долгой жизни. После посвящения собравшиеся пели красивые песни, восхваляющие великие деяния и славу их высочайшего наставника и радостно танцевали.
Обширные знания Ринпоче ни в коем случае не ограничиваются буддийской философией. Он также является экспертом в танкописи, ритуальной музыке, танцах и многих других предметах.
В 2002 г. в одном из ретритных центров Ринпоче в Дарджилинге произошел неприятный инцидент. Американец, изучавший в Индии тибетский буддизм, нанес Ринпоче визит. Во время молитвенной церемонии он попросил Ринпоче о личной аудиенции, чтобы обсудить «кое-что важное». Получив отказ, этот человек накинулся на Ринпоче и стал его душить. Слуги и ученики Ринпоче оттащили американца и попросили уйти. Он продолжал выступать, а когда его вывели за ворота, впал в сильный гнев и стал выкрикивать ругательства. Его забрала полиция, но инцидент оказался слишком неприятным для всех, кому пришлось в нем поучаствовать, и в результате западным людям, которые не встречались ранее с Ринпоче, стало еще труднее попасть к нему на аудиенцию. У напавшего на Ринпоче диагностировали психоз, и он провел какое-то время в больнице и в тюрьме, а потом был депортирован за еще одно нападение на человека в Индии, которое произошло чуть позже в том же году.
О том, какой Ринпоче выдающийся бодхисаттва, говорит тот факт, что они с супругой Санг-юм Кушо Камалой звонили этому человеку, когда он вернулся в Штаты, волнуясь за его здоровье. Даже в самых тяжких обстоятельствах великое сострадание Ринпоче оказывается непоколебимым. Знаменитый труд "37 практик бодхисаттвы" Нгулчу Гьялсе Тогме Зангпо (XIV в.) упоминает в качестве тринадцатой практики бодхисаттвы:

"Если я ни в чем не виноват и никогда в жизни не причинил никому вреда, но кто-то, введенный в заблуждение своим безумным умом, угрожает убить меня, то милосердно пожелать ему прекращения страданий и взять на себя последствия его действий - практика бодхисаттвы".

Многие ученики просили Чатрала Ринпоче написать автобиографию. Отвечая на их просьбу, он написал следующие поэтические строки:

«Вот автобиографические повествование, содержащее прямые учения, бьющие в самую точку, написанное о современном обманщике, вводящем в заблуждение, вроде меня:

Да подумают обо мне духовный наставник и Три Драгоценности!
Я старый человек, подходит к концу мой 87-й год и приближается 88-й. Многие люди, близкие и далекие просили: "Пожалуйста, напишите автобиографический рассказ о Вашей жизни в помощь Вашим последователям". Я распознаю в этом препятствие и помеху для освобождения и не вижу нужды в написании множества вводящих в заблуждение слов. Так как нет никого, кто был бы лучше меня осведомлен в этом вопросе, я выступлю своим собственным свидетелем и отвечу этим сочинением, "Ответ в трех слогах":

Три качества: этики, самадхи и постижения,
Незапятнанные и проверенные прямым восприятием,
Подобные сухому мху, свободному от влаги вычурности и фальши,
Я поглотил в пространстве ослепительного огня с сияющим слогом РАМ.

Религиозный фасад, мешанина материализма и Дхармы, -
Это не друзья эффективной практики, я знал точно.
Так что я бросил сухой пепел лживости и нечувствительности
На ветер с горных вершин, подобный слогу ЯМ.

Деньги, данные живущим и мертвым, помеха для свободы, и планы собирать, накапливать и вкладывать их в строительство священных объектов
Я решил смыть чистым потоком отречения, беспристрастности и отвращения, со слогом стихии КХАМ».

Несомненно, легенды о Чатрале Ринпоче будут жить на протяжении многих поколений. В 2003 г. на церемонии в Катманду его чествовали как одну из самых влиятельных фигур в Непале. Так как Ринпоче уже полностью реализован, на этот раз он не стал беспокоиться, что внимание и похвалы плохо повлияют на его практику, и посетил церемонию вместе со множеством друзей и учеников. Показывая, что в сердце своем он по-прежнему беззаботный йогин, на церемонии он был в традиционной непальской шапочке топи - пожалуй, это первый случай среди мастеров тибетского буддизма!
Несмотря на поклонение бесчисленного количества людей в Гималайском регионе, Ринпоче остается скромным, как и всегда. Как-то он сказал:

"Я просто обычное существо, и во мне нет ничего особенного. Я просто следую учениям Владыки Будды. Без какого-либо обмана на мой счет, я твердо стою на земле в практике Дхармы и в помощи всем существам. Я желаю, чтобы все существа смогли освободиться от самообмана и возрастания эгоизма, так, чтобы они смогли практиковать Дхарму с целью освободиться от циклического существования и помочь другим существам. Иначе, когда они почувствуют сожаление, будет слишком поздно!".

1 «Кьябдже» значит «владыка прибежища», этот титул даруется наиболее уважаемым учителям тибетской буддийской традиции.
2 Чатрал Ринпоче родился в десятый день пятнадцатого месяца тибетского календаря, в год Воды Быка. Этот день, как правило, выпадает на июнь. В этот день Гуру Падмасамбхава принял облик Гуру Дордже Дроло, гневного проявления, призванного покорить местных духов в Бутане и превратить их в защитников скрытых учений терма.
3 Терма означает «сокровище»; это сотни учений, составленных Гуру Падмасамбхавой в IX в. и скрытых на территории Тибета для того, чтобы позже их нашли «открыватели сокровищ», называемые тертонами.
4 Кенпо Нгаванг Палзанг, также известный как кенпо Нгакчунг, связан с центральной фигурой традиции Лонгчен нингтик – Лонгчен Рабжамом – в плане обширности познаний и духовных свершений. В многочисленных видениях кенпо получал от него учения и посвящения. Будучи ребенком, совершал чудеса, например, повернул вспять поток реки с помощью палки, сделанной в виде ритуального кинжала – пурбы. Из-за столь исключительных знаков его признали проявлением Вималамитры. В юном возрасте кенпо Нгакчунг стал сердечным учеником Лунгток Тенпей Нимы и получил от него полную передачу Лонгчен нингтик. Он долго учился в монастыре Дзогчен и сделал несколько ретритов, чтобы овладеть учениями. Также он написал знаменитые тексты по трекчо и тогалу и много лет прослужил настоятелем монастыря Каток.
5 Дзогчен значит «Великое совершенство» и является высшим учением традиции Нингма.
6 Кенпо Нгаванг Палзанга часто называют кенпо Нгакчунгом.
7 Лонгчен нингтик – это важнейшая линия практики Дзогчен в старой школе тибетского буддизма, известной как Нингма. «Лонгчен нингтик» означает «сердечная сущность обширного пространства».
8 Нендро значит «предварительные практики». Для дальнейшего изучения нендро Лонгчен нингтик обратитесь к «Словам моего всеблагого учителя» Патрула Ринпоче.
9 Кьенце Чоки Лодро был выдающимся мастером, сведущим практически во всех традициях и держащим практически все линии тибетского буддизма. Он был одной из ключевых фигур в экуменистическом движении Римэ.
10 Возвращаться и помогать существам на протяжении стольких жизней, сколько потребуется, чтобы освободить их от страданий – часть обета бодхисаттвы. Об этих великих существах, известных как тулку или «воплощения» - в их числе Далай-лама – говорят «Ринпоче», что значит «драгоценный».
11 Дакини – женское божественное существо, которое, помимо всего прочего, помогает Гуру Падмасамбхаве в открытии и распространении учений терма.
12 Гуру Падмасамбхава известен как «второй Будда», так как Будда Шакьямуни сказал своим ученикам, что через восемь лет он явится из лотоса и будет учить тантре – продвинутым практикам буддизма, с помощью которых можно достичь просветления всего за одну жизнь. Сказано, что Гуру Падмасамбхава появился из лотоса в облике восьмилетнего мальчика в стране Уддияна (ныне территория Пакистана), как и было предсказано. У него было восемь основных проявлений, в облике которых он изучал и практиковал тантру; в IX в. он был приглашен царем Тибета Трисонгом Деценом (790-844 гг.) умиротворить силы, препятствовавшие принесению буддизма в эту страну. Гуру Падмасамбхава прибыл в Тибет и обратил множество демонов и злых духов в защитников буддизма, основал первых буддийский монастырь Самье и успешно принес учение в Тибет. Поэтому он известен как основатель тибетского буддизма и центральная фигура Нингма, школы ранних переводов.
13 Школа Нингма – старейшая из четырех основных традиций тибетского буддизма, остальные три – Сакья, Кагью и Гелуг. Ее основные фигуры – Гуру Падмасамбхава и его ученики: царь Трисонг Децен и Еше Цогьял. Светила этой традиции недавних времен – Кьябдже Дилго Кьенце Ринпоче, Кьябдже Нёшул Кенпо Ринпоче и Кьябдже Дуджом Ринпоче.
14 Перед рождением Ринпоче Йонру Чимей Дордже сделал предсказание: «Высшая манифестация ума Гуру Падмасамбхавы/ Дитя, благословленное Вималамитрой/ Рожденное в год Быка-воды под именем Ваджры/ Распространит линию практики». Вималамитра был одной из великих фигур школы Нингма во времена Гуру Падмасамбхавы, а кенпо Нгаванг Палзанг считается его эманацией.
15 В Янглешо Гуру Падмасамбхава делал практики божеств Ваджрахерука и Ваджракилая в течение трех лет вместе со своей непальской супругой Шакья Дэви. Там он достиг состояния Видьядхары Махамудры. Пещера, в которой он практиковал, стала одним из главных мест паломничества для буддистов, а вокруг нее было построено несколько монастырей и ретритных центров.
16 http://www.kalachakra.org/articles/pilgrims.shtml.
17 10 марта 1959 г. тысячи тибетцев в Лхасе, встревоженные тем, что Далай-лама в опасности, устроили крупное восстание, которое длилось три дня и привело к гибели множества людей. Китайцы грубо подавили восстание, и впоследствии Далай-лама и сотни тысяч тибетцев бежали из страны в Непал, Бутан, Индию, Европу и Соединенные Штаты.
18 Гуру Падмасамбхава предсказал: «Когда полетит железная птица и поскачут кони на колесах, тибетцев разбросает по лицу земли, и Дхарма придет в землю красного человека». В то время, когда было сделано это предсказание, Северную Америку населяли коренные жители – индейцы, поэтому здесь она названа страной «красного человека».
19 Слово «санг-юм» значит «супруга» или «жена». В отличие от монахов, для йогинов нет ничего необычного в том, чтобы брать жен в поздний период жизни. Многие великие учителя, такие как Дилго Кьенце Ринпоче и Нёшул Кенпо Ринпоче также в более зрелом возрасте женились.
20 Ступа – буддийское сооружение с квадратным основанием, серединой в форме цветка лотоса и коническим верхом, наполненное священными текстами и реликвиями. Преданные буддисты приходят к ступам, чтобы воздать им почтение, обходя их по часовой стрелке и произнося молитвы. Ступа Будданатх в долине Катманду, пожалуй, самая большая и самая знаменитая в мире, и является центром тибетской общины в Непале.
21 Тибетское название означает "Радостная роща в месте, где достиг свершения славный держатель знания".
22 Есть и другие истории о том, как Чатрал Ринпоче проверяет, достаточно ли высок уровень преданности западных учеников, просящих у него учений. Одному мужчине он сказал, что если тот поднимет ядовитую змею, лежащую в траве, то сможет стать учеником Ринпоче. Говорят, что он поднял змею и получил разрешение учиться в одном из центров Ринпоче. Есть истории и о более суровых испытаниях, которые здесь не приводятся из соображений сохранения конфиденциальности. Нет ничего необычного в таких суровых проверках для выяснения того, достаточно высока ли преданность учителю и получит ли пользу ученик от учений. Наставник Миларепы Марпа тоже подвергал его строгим испытаниям.
23 Чоки Нима Ринпоче - лама, держащий традиции Кагью и Нингма тибетского буддизма. У него большое количество западных учеников, и многие из них учатся в его Шедре (монастырский университет) рядом со ступой Будданатх в Катманду, который широко известен как "Белый монастырь" ("The White Gompa").
24 Посвящение, даруемое, чтобы подготовить ученика к соответствующей практике.
25 Реализация четырех кай (нирманаки, самбхогакаи, дхармакаи, свабхавикакаи) без ориентира на три времени (прошлое, настоящее, будущее).
26 Состояние изначального осознавания вне концептуального мышления.
27 http://gomde.dk/pages/biography/cnyima/mayum1.htm
28 http://www.vajrayana.org/7line.html

Перевод с английского: Ксения Петрова
Онлайн: 0 пользователей, 2 гостей :